Медэвакуация: планирование, организация, документация​

Организация транспортировки пациентов требует согласованных действий многих медицинских служб, имеющих различное руководство и, зачастую, даже разную ведомственную принадлежность.

На сегодня организацией медицинской эвакуации занимается, как правило, администрация стационара, где находится пациент.

При запросе в службу скорой медицинской помощи (СМП) или территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) обычно нет документального подтверждения тяжести состояния пациента и информации об оборудовании, необходимом для безопасной перевозки, а также отсутствуют данные о целесообразности перевода и его согласовании с принимающей стороной.

В том случае, когда пишется запрос или ходатайство о выделении сил СМП или ТЦМК для транспортировки пациента, этот запрос не унифицирован, из-за чего необходимая информация предоставляется не полностью.

При выезде бригады на транспортировку пациента, ее сотрудники часто не имеют документально подтвержденной информации о пациенте, смысле транспортировки, необходимом оборудовании. Это создаёт предпосылки для конфликтных ситуаций: бригада скорой медицинской помощи или центра медицины катастроф, прибывшая для транспортировки, впервые видит объективные данные о состоянии пациента, узнает о параметрах искусственной вентиляции, гемодинамики, седации. Не всегда оборудование и подготовленность персонала бригады соответствуют «обнаруженной» тяжести состояния пациента. 

Если пациент нетранспортабелен в тех условиях, которые имеются в распоряжении приехавшей бригады, приходится отказываться от проведения эвакуации, и либо ожидать другую бригаду, либо оставлять пациента на месте. Все это приводит к задержке эвакуации пациента, бесполезному выезду бригад, нецелесообразному использованию материально-технических средств, т.е. ведёт к финансовым потерям. В свете развития санитарной авиации это приобретает еще большее значение, поскольку бесполезный пролет самолета и вертолета стоит существенно больших денег.

Надо отметить, что формы для документирования взаимоотношений отправляющей, транспортирующей и принимающей стороны используются с большим успехом в абсолютном большинстве стран мира и называются «FIT TO FLY» или «MEDICAL EVACUATION FORM». Любые переговоры между госпиталями, страховыми компаниями  о транспортировке пациента начинается с запроса или составления подобных форм.

В предлагаемой нами «Медицинской эвакуационной форме» (формат А4) заполняются графы, по которым можно адекватно оценить тяжесть состояния пациента на основе мониторируемых параметров – сатурации, артериального давления, пульса, частоты сердечных сокращений, уровня сознания, седации или возбуждения, а также условий, при которых эти параметры достигаются – уровень респираторной поддержки, наличие вазопрессоров и кардиотоников или гипотензивных препаратов, проводимая седативная терапия и т.д.

После этого в форме описываются минимально необходимые условия для проведения транспортировки: уровень подготовки персонала, класс транспортного средства, положение пациента во время эвакуации, какое медицинское оборудование и какие медикаменты должны быть в наличии у бригады. Также заполняется графа по необходимым средствам иммобилизации.

При введении предлагаемой нами «Медицинской эвакуационной формы» произойдет унификация запросов и предоставления данных о состоянии пациента, готовящегося к межгоспитальной перевозке, бригада будет письменно оповещена о требующемся оборудовании и медикаментах для транспортировки. В случае принятия решения о нетранспортабельности после осмотра на месте, при экспертной оценке будет проще разобраться о причинах безрезультатного выезда: недостоверно предоставленная информация, не указаны необходимое оборудование, изменение состояния после отправки запроса или неподготовленность бригады из-за отсутствия оборудования или квалификации персонала.

Самой бригаде, выполняющей транспортировку, будет проще подготовиться к выезду, проверить готовность оборудования. Оперативно-диспетчерские службы (ОДС) получат инструмент для полноценного обмена информацией.

Порядок работы оперативно-диспетчерской службы и выездной бригады:

При поступлении в ОДС запроса на эвакуацию от медицинской организации диспетчер просит предоставить по электронной почте  заполненную «Медицинскую эвакуационную форму». Бланки для заполнения предварительно или по факту заявки отсылаются в медицинские организации. Форму заполняет врач из лечебного учреждения, организующий транспортировку.  Сведения для заполнения при современном медицинском оборудовании входят в стандарты минимального мониторинга пациента в стационаре.

При получении «Медицинской эвакуационной формы» диспетчер на основании предоставленных сведений – параметров респираторной, вазопрессорной, седативной и прочей терапии, а также условий иммобилизации – подбирает бригаду по профилю и уровню оснащенности оборудованием и медикаментами или мотивированно информирует об отсутствии условий для транспортировки в данной организации на основании документированных сведений. Диспетчер уточняет у принимающей стороны особенности госпитализации и, по возможности, отсылает им копию заполненного «Медицинской эвакуационной формы» для объективизации согласования перевода пациента.

В случае выезда бригады к месту вызова, по прибытии и  после осмотра пациента происходит сравнение параметров реальных и указанных в запросе. В случае совпадения приступают к транспортировке. При несоответствии сотрудники бригады имеют возможность мотивированно отказать в транспортировке. Немаловажно, что при прочтении «Медицинской эвакуационной формы» персонал бригады СМП или ТЦМК имеет возможность перед выездом еще раз проверить медикаменты и оборудование, а также его работоспособность, по типу проверочного листа.

Принятие этого документа позволит объективизировать подготовку пациента и бригад к транспортировке, снизить количество конфликтных ситуаций и безрезультатных выездов.

Поделиться статьей